Вопрос: Что такое приемка товара по количеству и качеству в договорах поставки? Есть ли обязательная процедура приемки?
Ответ: В договоре поставки одним из существенных условий является предмет договора. Как правило, предметом договора поставки выступает товар, и немаловажным будет для покупателя отобразить в спецификации:
- вид;
- количество;
- комплектность;
- соответствие установленным ГОСТам;
Одним из этапов исполнения договора поставки является приемка товара в договорах поставки. Приемка товара по количеству и качеству в договорах поставки регламентируется нормами Гражданского кодекса РФ, нормативным актом о техническом регулировании, либо же условиями договора.
На практике, при приемке товара руководствуются в основном Инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (П-7), и количеству (П-6) утвержденные постановлением Госарбитража СССР 25 октября 1966 года.
Сторонам следует помнить об обязательной необходимости указания в договоре информации о наименовании товара, а также его количестве. В противном случае, при возникновении разногласий и попытки решения вопроса в судебном порядке, все может закончится признанием договора недействительным.
Более того, указание в договоре количества товара, поставляемое продавцом, гарантирует покупателю надлежащее исполнение договора в вопросе поставки товара в полном объеме. Нарушение обязательства по поставке товара в оговоренном количестве дает право покупателю:
- Выставить требование продавцу о допоставке необходимого товара, в пределах срока действия договора. Если срок действия договора истек, покупатель имеет право требовать возврата оплаченной суммы за недоставленный товар.
- Требовать возмещение расходов, в результате вынужденного приобретения товара у иных лиц;
- Отказаться принимать товар.
В гражданском законодательстве четко не определено, что именно является доказательством некачественного товара. В таких случаях, при возникновении споров, руководствуются судебной практикой. Суды в свою очередь, обращают внимание на:
- Несоответствие переданного товара качественным характеристикам, закрепленных в договоре, либо законодательных актах о техническом регулировании.
- Заключение экспертизы;
- Добровольное согласие продавца заменить некачественный товар;
В случаях, если брак был обнаружено после оформления приемки товара, покупатель имеет право потребовать от поставщика их устранить в течении гарантийного срока, либо срока, который установлен в договоре.